Распределение заданий конкурса по содержательным блокам
Класс |
Содержательные блоки |
Методологическое описание содержательного блока |
Номера заданий |
2 |
Способность к смысловому чтению
|
- осознанное поисковое чтение на основе прогнозирования, - понимание смысла текста и его устройства, - умение работать с отношениями «часть–целое», - развитость контекстного мышления: отношение слова к смысловой и грамматической сторонам текста, - развитость языкового чутья привыборе слова, - умение понимать замысел автора, встраиваться в него со своим словом |
4 |
Функциональная грамотность |
Умение ориентироваться в ситуации: выделять её участников, смысловые позиции, действовать в ситуации, выдвигая и аргументируя свою версию. Способность применять знания о языке в новых, нестандартных ситуациях, в коммуникативных ситуациях и ситуациях, приближенных к жизненным
|
1, 2, 8 |
|
Диалогическая способность
|
Умение предполагать различные версии, устанавливать неоднозначность решения одной и той же задачи, синтезировать смысловые позиции по типу их развития и выдвижения нового решения, то есть осуществлять конвергенцию, искать компромиссное решение
|
1, 2, 3, 9, 10 |
|
Языковая догадка |
Развитое языковое чутьё, сформированное интуитивное речевое действие, способность к неординарной версии и продуктивному разрешению противоречия
|
3, 4, 9, 10 |
|
Речевая рефлексия |
Способность к наблюдению за своей речью, за фонетической стороной языка, умение опираться в анализе языкового явления на своё речевое действие, соотносить знания о языке и собственное речевое употребление
|
5, 6, 7, 8 |
|
3 |
Способность к смысловому чтению |
- осознанное поисковое чтение на основе прогнозирования,
- понимание смысла текста и его устройства,
- умение работать с отношениями «часть–целое»,
- развитость контекстного мышления: от ношение слова к смысловой и грамматической сторонам текста,
- развитость языкового чутья при выборе слова,
- умение понимать замысел автора, встраиваться в него со своим словом
|
6 |
Выход из противоречия |
Умение различать и сравнивать слова по разным признакам, умение выделять противоречие, ориентироваться в незнакомой ситуации. Умение фиксировать в схеме понятое противоречие. Умение комбинировать из частей смысловое целое. Умение искать выход в противоречие: в том числе строить ситуативный неологизм, использовать языковую игру, словотворчество. Умение порождать неординарную версию, преодолевать норму ради создания смысла.
|
1, 2, 5, 6 |
|
Критическое мышление |
Способность преодолевать формулировку задания на основе анализа фактического материала: видеть двоякость решения одной и той же задачи в ситуации отсутствия задания по поиску второго решения. Умение критически относиться к заданию и видеть отсутствие решения (ловушку). Умение соотносить противоречивые результаты разных заданий и самоопределяться.
|
3, 5 |
|
Речевая рефлексия |
Умение применять знания о языке в ситуации, приближенной к жизненной, осуществлять рефлексивный анализ своей речи, умение наблюдать за звучащей речью. Умение интуитивно выдвигать версию употребления слова с опорой на свой речевой опыт. Умение устанавливать, объяснять причины употребления языкового факта
|
3, 4, 7, 8 |
|
Моделирование языкового явления | Умение моделировать слово по заданным признакам, решать задачу с недостающим условием, сравнивать слова по разным основаниям, дополнять схему на основе представления о модели, проводить мысленный эксперимент с языковым явлением; выделение логической последовательности и на этой основе построение модели | 2, 9, 10 | |
4 |
Диалогическая способность |
Умение предполагать различные версии, устанавливать неоднозначность решения одной и той же задачи, синтезировать смысловые позиции по типу их развития и выдвижения нового решения, то есть осуществлять конвергенцию, искать компромиссное решение
|
6, 10, |
Моделирование |
Умение моделировать слово по заданным признакам, решать задачу с недостающим условием, сравнивать слова по разным основаниям, дополнять схему на основе представления о модели; выделение логической последовательности и на этой основе построение модели
|
3, 4, 5, 9 |
|
Эксперимент со словом |
Проводить мысленный эксперимент с языковым явлением, действовать со словами на основе сделанных в эксперименте допущений, фиксировать результаты эксперимента умение; умение анализировать реальную ситуацию и выделять недостающее условие
|
2, 5, 6, 7 |
|
Функциональная грамотность |
Понимание того, какие знания по русскому языку необходимо применить в новой ситуации. Умение ориентироваться в коммуникативной ситуации: выделять её участников, смысловые позиции, действовать в ситуации, выдвигая и аргументируя свою версию. Способность применять знания о языке в новых, нестандартных условиях и ситуациях, приближенных к жизненным
|
1, 3, 4, 8, 10 | |
Речевая рефлексия |
Умение осуществлять рефлексивный анализ своей речи, умение наблюдать за звучащей речью. Умение интуитивно выдвигать версию употребления слова с опорой на свой речевой опыт. Умение устанавливать, объяснять причины употребления языкового факта
|
1, 7, 8, 9 |
Класс | Содержательные линии и соответствующие задания |
Компоненты языковой способности как предмет её диагностики и развития в рамках турнира по русскому языку
|
2 |
Моделирование слова, фонетического явления
(задания 1, 2)
|
- способность к игре со словом, со звуковой его стороной,
- умение вступать в диалог с автором на уровне фонетического действия;
- различение звуков по признакам мягкости
- твёрдости, раз личение шипящих согласных,
- построение своей звуковой модели слова по заданному образцу
|
Применение знаний о языке в жизненных
ситуациях (задания 3, 10)
|
- умение анализировать реальную ситуацию: выделять недостающее условие,
- понимание того, какие знания по русскому языку необходимо применить в новой ситуации,
- знание алфавита,
- применение алфавитного порядка в конкретной жизненной ситуации,
- использование вопросов КТО и ЧТО в контексте, в реальной текстовой ситуации
|
|
Работа с противоречием (задания 4, 5, 6,8)
|
- умение различать слово и предмет: предметы живой - неживой природы и слова, отвечающие на вопросы КТО и ЧТО,
- умение фиксировать несовпадения представлений о слове и о предмете, который это слово обозначает,
- фиксация своего удивления, противоречия, с которым столкнулся,
- различение вопросов к одушевлённым и неодушевлённым словам (КТО – ЧТО).
|
|
Развитие языковой интуиции (1, 7, 9, 10)
|
- развитость интуитивного действия в игре со словом,
- способность к интуитивной догадке об употреблении слова в речи,
- развитость языкового чутья: прогнозирование того, как говорят на русском языке в подобных ситуациях.
|
|
Развитие воображения с опорой на переносное
значение слова (задания 9, 10, 11)
|
- способность воспринимать, различать прямое и переносное значение слова,
- развитость воображения: создание образа предмета через переносное (образное) значение,
- умение построить целостность высказывания по заданным признакам.
|
|
3 |
Смысловое чтение текста: слово как часть
текста (задания 1, 2, 3, 4)
|
- умение работать с отношениями «часть – целое»,
- развитость контекстного мышления: отношения слова со смысловой и грамматической сторонами текста,
- умение озаглавливать текст,
- умение аргументировать выбор слова в тексте,
- развитость языкового чутья при выборе слова.
|
Применение знаний о языке в жизненных ситуациях
(задания 5, 11, 12, 13)
|
- умение анализировать реальную ситуацию: выделять недостающее условие,
- понимание того, какие знания по русскому языку необходимо применить в новой ситуации,
- знание алфавита,
- применение алфавитного порядка при использовании орфографического словаря,
- применение выбора буквы в корне слова для передачи смыслов,
- умение аргументировать версию,
- умение корректировать высказывание для передачи смысла.
|
|
Моделирование и работа с противоречием (задания 14, 15, 8, 7)
|
- умение видеть двусмыслицу в речи, выделять форму слова, приводящую к двусмыслице,
- моделировать коммуникативную ситуацию, оформлять её в схеме,
- прогнозировать смысл слова на основе заданных признаков формы,
- анализировать неизвестное по значению слово: выделять признаки и расшифровывать модель.
|
|
Анализ внутренней формы слова и развитие языковой
интуиции (задания 6, 7, 8, 9, 10)
|
- знание состава слова (корень, суффиксы),
- анализ частей слова: выведение целого на основе частей,
- использование словообразовательной модели по образцу,
- умение прогнозировать исторические корни слова,
- способность к интуитивной догадке о значении и составе слова,
- развитость языкового чутья: прогнозирование того, как употребляется слово в русском языке.
|
|
4 |
Моделирование слова, грамматического явления (задания 1, 2)
|
- умение выделять и разрешать противоречие,
- умение моделировать глагольную форму по заданным признакам,
- умение строить игровое слово как модель языкового явления,
- знание правила о спряжении глагола,
- применение способа определения спряжения в новой, нестандартной ситуации.
|
Развитие коммуникативных способностей (2, 3, 4, 5, 8, 10,
11)
|
- умение выдвигать версию,
- умение аргументировать,
- способность возразить с помощью контрпримера,
- умение задать вопрос,
- умение различать, сопоставлять, анализировать смысловые позиции в ситуации,
- умение рефлектировать свою позицию, изменять её,
- умение осуществлять диалог «автор - читатель».
|
|
Применение знаний о языке в жизненных ситуациях (задания 10, 11, 9, 4)
|
- умение анализировать речевую ситуацию: выделять недостающее условие,
- знание алфавита,
- умение применять алфавитный порядок как способ решения задачи в жизненной ситуации,
- знать правила переноса, деления на слоги,
- соотносить знания со смысловой позицией в ситуации.
|
|
Смысловое чтение текста: слово как часть текста (задания 1, 5, 6, 7, 8)
|
- умение работать с отношениями «часть – целое»,
- развитость контекстного мышления: отношения слова со смысловой и грамматической сторонами текста,
- понимание того, как фонетическое явление звукоподражания функционирует в тексте,
- умение аргументировать выбор слова в тексте,
- развитость языкового чутья при выборе слова.
|
Основная цель заданий –
Максимова Н.В. "...". – Омск, 2014