комплектов заданий Международных конкурсов
«ПОНИ® - первокласснику»
1. Цели и задачи конкурсов
«ПОНИ® - первокласснику. Осенний конкурс», «ПОНИ® - первокласснику. Зимний конкурс», «ПОНИ® - первокласснику. Весенний конкурс» реализует идеи, связанные с поддержкой поисковой активности ребят, созданием для них ситуации успеха, влиянием на развитие творческих способностей, активизацией интеллектуальной деятельности и предоставлением возможности каждому участнику проявить свои креативные стороны личности.
2. Структура заданий и особенности процесса работы
Ступенчатая структура конкурсов позволяет предложить задания, уровень сложности которых возрастает от первого к последующим. При этом следует отметить, что во всех конкурсах представлены в равных долях задания разного уровня сложности (простые, среднего уровня, повышенного уровня, сложные). Ряд заданий многослойны и поэтому каждый участник может показать свой уровень развития тех или иных способностей. 9 заданий каждого конкурса не имеют предметной направленности и распределены на три блока: «Пони вспоминает», «Пони рассуждает», «Пони размышляет».
Результативность выполнения заданий первого блока зависит от общей эрудированности ученика. В основном, это задания тестового характера, имеющие варианты ответа, среди которых необходимо выделить один или несколько верных.
Задания второго блока направлены на выявление уровня развития конвергентного мышления первоклассника, связанного со способностью к анализу, синтезу, рефлексии и оценке информации, с умением классифицировать, логически и последовательно находить путь решения той или иной проблемы. По форме – это закрытые задачи, которые, как правило, имеют единственно верный ответ, их условие уже содержит в явном виде все необходимые данные для решения, а метод решения известен, его нужно только вспомнить.
Третий блок состоит из задач «открытого типа», в условиях которых есть неопределенность, да и методы решения могут быть разнообразными. Они требуют применения (или поиска) знаний, рассуждения, имеют не один, а множество верных ответов и направлены на развитие дивергентного мышления (альтернативного логическому). Для данного вида мышления, классифицируемого как творческое, характерны оригинальность, гибкость, беглость и другие свойства, позволяющие найти различные решения одной и той же проблемы. Как правило, одарённые дети с большим интересом и весьма успешно решают подобного рода задачи.
Конкурсные материалы являются базой для проведения комплексной педагогической диагностики, которая показывает уровень развития:
- общей эрудиции (знания об окружающем мире, в области литературы и искусства, речевой культуры);
- умения решать комбинаторные и логические задачи;
- умения устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения;
- умения решать проблемы творческого и поискового характера.
Полученная информация позволит определить склонности ребёнка и поможет выстроить индивидуальную траекторию его дальнейшего образовательного пути.
Задания составлены с учетом возрастных особенностей детей и степени сформированности учебной деятельности первоклассников. Поэтому на всех этапах конкурсов учитель совместно с детьми прочитывает содержание заданий, отвечает на возникшие вопросы, знакомит с правилами оформления и регламентом. Время проведения «ПОНИ® - первокласснику. Осенний конкурс» не должно превышать 35 мин., «ПОНИ® - первокласснику. Зимний конкурс», «ПОНИ® - первокласснику. Весенний конкурс» – 40-45 мин.
3. Распределение заданий по содержанию и проверяемым умениям
«ПОНИ® - осенний конкурс первоклассников»
№ задания |
Содержательный раздел |
Проверяемые знания |
Начисляемый балл |
|
Общая эрудиция (знания об окружающем мире) |
Знание животных, которые стали космическими первопроходцами и умение осуществлять выбор из предложенных альтернатив |
2 |
|
Общая эрудиция (знания об окружающем мире) |
Знание названий небесных тел и умение соотносить их с изображением |
2 |
|
Общая эрудиция (знания об окружающем мире) |
Знание того, как называется наука, изучающая небесные тела |
1 |
|
Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения |
Умение анализировать форму фигуры и оперировать пространственными отношениями |
4 |
|
Умение решать комбинаторные и логические задачи |
Сформированность представлений о смысле математических действий и умение выполнять действия сложения и вычитания со слогами |
3 |
|
Умение решать комбинаторные и логические задачи |
Умение использовать знаково-символические средства представления информации и устанавливать аналогии |
4 |
|
Умение решать комбинаторные и логические задачи Умение решать проблемы творческого и поискового характера |
Умение устанавливать закономерность по заданному правилу и находить альтернативные решения одной и той же задачи
|
4 |
|
Умение решать проблемы творческого и поискового характера |
Умение выполнять простые рисунки на основе образного произвольного воображения |
4 |
|
Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения |
Умение составлять фигуры из частей по заданному условию и видеть варианты решения |
6 |
|
Умение решать проблемы творческого и поискового характера |
Умение наблюдать, устанавливать ассоциативные связи, генерировать идеи |
5 |
«ПОНИ® - зимний конкурс первоклассников»
№ задания |
Содержательный раздел |
Проверяемые знания |
Начисляемый балл |
|
Общая эрудиция (знания в области литературы и искусства) |
Знание авторов произведений популярной детской литературы
|
1 |
|
Общая эрудиция (знания в области литературы и искусства) |
Умение выделять отличительные признаки животных и определять значение устойчивых выражений |
2 |
|
Общая эрудиция (знания в области литературы и искусства) |
Знание пословиц и умение определять их значение |
2 |
|
Умение решать комбинаторные и логические задачи |
Умение соотносить элементы задания и выстраивать логические рассуждения для формулировки вывода |
4 |
|
Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения |
Умение определять взаимное расположение деталей объемных фигур, основанное на пространственном воображении |
3 |
|
Умение решать комбинаторные и логические задачи |
Умение классифицировать предметы, обладающие несколькими свойствами одновременно |
3 |
|
Умение решать проблемы творческого и поискового характера |
Умение подбирать слова не нарушая заданных условий |
6 |
|
Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения Умение решать проблемы творческого и поискового характера |
Умение осуществлять выбор из предложенных альтернатив и предлагать свои варианты не нарушая заданных условий
|
4 |
|
Умение решать проблемы творческого и поискового характера |
Умение выделять противоречивые свойства в окружающих объектах
|
5 |
|
Общая эрудиция (знания об окружающем мире) |
Знание понятия «огород» и умение осуществлять выбор из предложенных альтернатив |
5 |
«ПОНИ® - весенний конкурс первоклассников»
№ задания |
Содержательный раздел |
Проверяемые знания |
Начисляемый балл |
|
Общая эрудиция (речевая культура) |
Знание названия жителей нашей планеты |
1 |
|
Общая эрудиция (речевая культура) |
Знание правил речевого этикета и умение их правильно употреблять |
1 |
|
Общая эрудиция (речевая культура) |
Знание понятия «космический корабль» и умение осуществлять выбор из предложенных альтернатив |
2 |
|
Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения |
Умение оперировать пространственными отношениями
|
3 |
|
Умение решать комбинаторные и логические задачи |
Умение выделять гласные и согласные звуки и дифференцировать их по твердости-мягкости. |
6 |
|
Умение решать комбинаторные и логические задачи |
Умение устанавливать закономерность по заданному правилу
|
2 |
|
Умение решать проблемы творческого и поискового характера |
Умение строить логические рассужде-ния и делать выводы |
2 |
|
Умение решать комбинаторные и логические задачи Умение решать проблемы творческого и поискового характера |
Умение составлять слова по заданному условию и видеть варианты решения
Умение строить логические рассужде-ния и мысленно производить пространственные преобразования |
5 |
|
Умение решать комбинаторные и логические задачи |
Умение совершать комбинаторные действия, рассуждать и выстраивать логические связи |
5 |
|
Общая эрудиция (речевая культура) |
Знание фразеологических оборотов, умение определять их значение |
8 |
Распределение заданий конкурса по содержательным блокам
Конкурс |
Содержательные разделы |
Методологическое описание содержательного раздела |
Номера заданий |
«ПОНИ® - осенний конкурс первоклассников»
|
Общая эрудиция (знания об окружающем мире) |
Задания проверяют уровень эрудированности в области знаний об окружающем мире. |
1, 2, 3 |
Умение решать комбинаторные и логические задачи |
Задания ориентированы на осуществление сравнения, сериацию и классификацию, самостоятельный выбор основания и критериев для указанных логических операций, выстраивание логических рассуждений. |
5, 6, 7 |
|
Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения |
Задания ориентированы на определение взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости и соотнесение реальных объектов с графическими моделями. |
4, 9 |
|
Умение решать проблемы творческого и поискового характера |
Задания предоставляют возможность проявить творческую инициативу в учебной деятельности, приобрести опыт творческого применения знаний и умений. |
7, 8, 10 |
|
«ПОНИ® - зимний конкурс первоклассников»
|
Общая эрудиция (знания в области литературы и искусства) (знания об окружающем мире) |
Задания проверяют уровень эрудированности в области литературы и искусства. |
1, 2, 3
10 |
Умение решать комбинаторные и логические задачи |
Задания ориентированы на осуществление сравнения, сериацию и классификацию, самостоятельный выбор основания и критериев для указанных логических операций, выстраивание логических рассуждений. |
4, 6 |
|
Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения |
Задания ориентированы на определение взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости и соотнесение реальных объектов с графическими моделями. |
5, 8 |
|
Умение решать проблемы творческого и поискового характера |
Задания предоставляют возможность проявить творческую инициативу в учебной деятельности, приобрести опыт творческого применения знаний и умений. |
7, 8, 9 |
|
«ПОНИ® - весенний конкурс первоклассников»
|
Общая эрудиция (речевая культура) |
Задания проверяют уровень эрудированности в области речевой культуры |
1, 2, 3, 10 |
Умение решать комбинаторные и логические задачи |
Задания ориентированы на осуществление сравнения, сериацию и классификацию, самостоятельный выбор основания и критериев для указанных логических операций, выстраивание логических рассуждений. |
5, 6, 8, 9 |
|
Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения |
Задания ориентированы на определение взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости и соотнесение реальных объектов с графическими моделями. |
4 |
|
Умение решать проблемы творческого и поискового характера |
Задания предоставляют возможность проявить творческую инициативу в учебной деятельности, приобрести опыт творческого применения знаний и умений. |
7, 8 |
Автор заданий Международных конкурсов
«ПОНИ® - первокласснику»
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры начального образования НИПКиПРО Е.В. Погребняк