Диагностика. Конкурсы «ПОНИ®» - Первокласснику

Спецификация

 комплектов заданий Международных конкурсов

«ПОНИ® - первокласснику»

1.     Цели и задачи конкурсов

«ПОНИ® - первокласснику. Осенний конкурс», «ПОНИ® - первокласснику. Зимний конкурс»,  «ПОНИ® - первокласснику. Весенний конкурс» реализует идеи, связанные с поддержкой поисковой активности ребят, созданием для них ситуации успеха, влиянием на развитие творческих способностей, активизацией интеллектуальной деятельности и предоставлением возможности каждому участнику проявить свои креативные стороны личности.

2.     Структура заданий и особенности процесса работы

Ступенчатая структура конкурсов позволяет предложить задания, уровень сложности которых возрастает от первого к последующим. При этом следует отметить, что во всех конкурсах  представлены в равных долях задания разного уровня сложности (простые, среднего уровня, повышенного уровня, сложные). Ряд заданий многослойны и поэтому каждый участник может показать свой уровень развития тех или иных способностей. 9 заданий каждого конкурса не имеют предметной направленности и распределены на три блока: «Пони вспоминает», «Пони рассуждает», «Пони размышляет».

Результативность выполнения заданий первого блока зависит от общей эрудированности ученика. В основном, это задания тестового характера, имеющие варианты ответа, среди которых необходимо выделить один или несколько верных.

Задания второго блока направлены на выявление уровня развития конвергентного мышления первоклассника, связанного со способностью к анализу, синтезу, рефлексии и оценке информации, с умением классифицировать, логически и последовательно находить путь решения той или иной проблемы. По форме – это закрытые задачи, которые, как правило, имеют единственно верный ответ, их условие уже содержит в явном виде все необходимые данные для решения, а метод решения известен, его нужно только вспомнить.

Третий блок состоит из задач «открытого типа», в условиях которых есть неопределенность, да и  методы решения могут быть разнообразными. Они требуют применения (или поиска) знаний, рассуждения, имеют не один, а множество верных ответов и направлены на развитие дивергентного мышления (альтернативного логическому). Для данного вида мышления, классифицируемого как творческое, характерны оригинальность, гибкость, беглость и другие свойства, позволяющие найти различные решения одной и той же проблемы. Как правило, одарённые дети с большим интересом и весьма успешно решают подобного рода задачи.

Конкурсные материалы являются базой для проведения комплексной педагогической диагностики, которая показывает уровень развития:

- общей эрудиции (знания об окружающем мире, в области литературы и искусства, речевой культуры);  

- умения решать комбинаторные и логические задачи;

- умения устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения;

- умения решать проблемы творческого и поискового характера.

 Полученная информация позволит определить склонности ребёнка и поможет выстроить индивидуальную траекторию его дальнейшего образовательного пути.

Задания составлены с учетом возрастных особенностей детей и степени сформированности учебной деятельности первоклассников. Поэтому на всех этапах конкурсов учитель совместно с детьми прочитывает содержание заданий, отвечает на возникшие вопросы, знакомит с правилами оформления и регламентом.  Время проведения «ПОНИ® - первокласснику. Осенний конкурс» не должно превышать 35 мин., «ПОНИ® - первокласснику. Зимний конкурс»,  «ПОНИ® - первокласснику. Весенний конкурс» – 40-45 мин.

3.     Распределение заданий по содержанию и проверяемым умениям

«ПОНИ® - осенний конкурс первоклассников»

№ задания

Содержательный раздел

Проверяемые знания

Начисляемый балл

  1.  

Общая эрудиция (знания об окружающем мире)

Знание животных, которые стали космическими первопроходцами и умение осуществлять выбор из предложенных альтернатив

2

  1.  

Общая эрудиция (знания об окружающем мире)

Знание названий небесных тел и умение соотносить их с изображением

2

  1.  

Общая эрудиция (знания об окружающем мире)

Знание того, как называется наука, изучающая небесные тела

1

  1.  

Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения

Умение анализировать форму фигуры и оперировать пространственными отношениями

4

  1.  

Умение решать комбинаторные и логические задачи

Сформированность представлений о смысле  математических действий и умение выполнять действия сложения и вычитания со слогами

3

  1.  

Умение решать комбинаторные и логические задачи

Умение использовать знаково-символические средства представления информации и устанавливать аналогии

4

  1.  

Умение решать комбинаторные и логические задачи

Умение решать проблемы творческого и поискового характера

Умение устанавливать закономерность по заданному правилу и находить альтернативные решения одной и той же задачи

 

4

  1.  

Умение решать проблемы творческого и поискового характера

Умение выполнять простые рисунки на основе образного произвольного воображения

4

  1.  

Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения

Умение составлять фигуры из частей по заданному условию и видеть варианты решения

6

  1.  

Умение решать проблемы творческого и поискового характера

Умение наблюдать, устанавливать ассоциативные связи, генерировать идеи

5

«ПОНИ® - зимний конкурс первоклассников»

№ задания

Содержательный раздел

Проверяемые знания

Начисляемый балл

  1.  

Общая эрудиция (знания в области литературы и искусства)

Знание авторов произведений популярной детской литературы

 

1

  1.  

Общая эрудиция (знания в области литературы и искусства)

Умение выделять отличительные признаки животных и определять значение устойчивых выражений

2

  1.  

Общая эрудиция (знания в области литературы и искусства)

Знание пословиц и умение определять их значение

2

  1.  

Умение решать комбинаторные и логические задачи

Умение соотносить элементы задания и выстраивать логические рассуждения для формулировки вывода

4

  1.  

Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения

Умение определять взаимное расположение деталей объемных фигур, основанное на пространственном воображении

3

  1.  

Умение решать комбинаторные и логические задачи

Умение классифицировать предметы, обладающие несколькими свойствами одновременно

3

  1.  

Умение решать проблемы творческого и поискового характера

Умение подбирать слова не нарушая заданных условий

6

  1.  

Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения

Умение решать проблемы творческого и поискового характера

Умение осуществлять выбор из предложенных альтернатив и предлагать свои варианты не нарушая заданных условий

 

4

  1.  

Умение решать проблемы творческого и поискового характера

Умение выделять противоречивые свойства в окружающих объектах

 

5

  1.  

Общая эрудиция (знания об окружающем мире)

Знание понятия «огород» и умение осуществлять выбор из предложенных альтернатив

5

«ПОНИ® - весенний конкурс первоклассников»

№ задания

Содержательный раздел

Проверяемые знания

Начисляемый балл

  1.  

Общая эрудиция (речевая культура)

Знание названия жителей нашей планеты

1

  1.  

Общая эрудиция (речевая культура)

Знание правил речевого этикета и умение их правильно употреблять

1

  1.  

Общая эрудиция (речевая культура)

Знание понятия «космический корабль» и умение осуществлять выбор из предложенных альтернатив

2

  1.  

Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения

Умение оперировать пространственными отношениями

 

3

  1.  

Умение решать комбинаторные и логические задачи

Умение выделять гласные и согласные звуки и дифференцировать их по твердости-мягкости.

6

  1.  

Умение решать комбинаторные и логические задачи

Умение устанавливать закономерность по заданному правилу

 

2

  1.  

Умение решать проблемы творческого и поискового характера

Умение строить логические рассужде-ния и делать выводы

2

  1.  

Умение решать комбинаторные и логические задачи

Умение решать проблемы творческого и поискового характера

Умение составлять слова по заданному условию и видеть варианты решения

 

Умение строить логические рассужде-ния и мысленно производить пространственные преобразования

5

  1.  

Умение решать комбинаторные и логические задачи

Умение совершать комбинаторные действия, рассуждать и выстраивать логические связи

5

  1.  

Общая эрудиция (речевая культура)

Знание фразеологических оборотов, умение определять их значение

8

Распределение заданий конкурса по содержательным блокам

Конкурс

Содержательные разделы

Методологическое описание содержательного раздела

Номера заданий

 

«ПОНИ® - осенний конкурс первоклассников»

 

 

 

Общая эрудиция (знания об окружающем мире)

Задания проверяют уровень эрудированности в области знаний об окружающем мире.

1, 2, 3

Умение решать комбинаторные и логические задачи

Задания ориентированы на осуществление сравнения, сериацию и классификацию, самостоятельный выбор основания и критериев для указанных логических операций, выстраивание логических рассуждений.

5, 6, 7

Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения

Задания ориентированы на определение взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости и соотнесение реальных объектов с  графическими моделями.

4, 9

Умение решать проблемы творческого и поискового характера

Задания предоставляют возможность проявить творческую инициативу в учебной деятельности, приобрести опыт творческого применения знаний и умений.

7, 8, 10

«ПОНИ® - зимний конкурс

первоклассников»

 

Общая эрудиция (знания в области литературы и искусства)

(знания об окружающем мире)

Задания проверяют уровень эрудированности в области литературы и искусства.

1, 2, 3

 

 

 

10

Умение решать комбинаторные и логические задачи

Задания ориентированы на осуществление сравнения, сериацию и классификацию, самостоятельный выбор основания и критериев для указанных логических операций, выстраивание логических рассуждений.

4, 6

Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения

Задания ориентированы на определение взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости и соотнесение реальных объектов с  графическими моделями.

5, 8

Умение решать проблемы творческого и поискового характера

Задания предоставляют возможность проявить творческую инициативу в учебной деятельности, приобрести опыт творческого применения знаний и умений.

7, 8, 9

«ПОНИ® - весенний конкурс

первоклассников»

 

Общая эрудиция (речевая культура)

Задания проверяют уровень эрудированности в области речевой культуры

1, 2, 3, 10

Умение решать комбинаторные и логические задачи

Задания ориентированы на осуществление сравнения, сериацию и классификацию, самостоятельный выбор основания и критериев для указанных логических операций, выстраивание логических рассуждений.

5, 6, 8, 9

Умение устанавливать и моделировать объёмно-пространственные отношения

Задания ориентированы на определение взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости и соотнесение реальных объектов с  графическими моделями.

4

Умение решать проблемы творческого и поискового характера

Задания предоставляют возможность проявить творческую инициативу в учебной деятельности, приобрести опыт творческого применения знаний и умений.

7, 8

Автор заданий Международных конкурсов

«ПОНИ® - первокласснику»

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начального образования НИПКиПРО                             Е.В. Погребняк